UR4QTP: записная книжка 

На главную

Статьи

Корни без корней: UNIX-коаны Мастера Фу

Цитируется по книге Э.Реймонда «Искусство программирования для UNIX» – Москва, 2005. Страница 529. [1]

Оглавление

Предисловие редактора
Мастер Фу и десять тысяч строк
Мастер Фу и Скрипт Кидди
Мастер Фу рассуждает о двух дорогах
Мастер Фу и консультант по методологии
Мастер Фу рассуждает о графическом пользовательском интерфейсе
Мастер Фу и фанатик Unix
Мастер Фу рассуждает о природе Unix
Мастер Фу и конечный пользователь


Предисловие редактора

Открытие коллекции коанов, известных как «Корни без корней» (Rootless Root), вызвало ожесточённые споры в учёных кругах. Проливают ли эти аутентичные документы новый свет на методы преподавания патриархов Unix? Или это просто искусная стилизация, подразумевающая среди прочего и авторитет таких полумифических фигур, как патриархи Томпсон, Ритчи и Макилрой, для доктрин, которые эволюционировали ближе к нашему времени?

Ответить определённо на этот вопрос невозможно. Все участники дискуссии якобы имеют отношение к этой освящённой веками классике («The Tao of Programming» [2]). Но «Корни без корней» резко отличаются по тону и стилю от свободных поэтических анекдотов в переводе Джеймса (James), сконцентрированных на загадочной и замечательной личности Мастера Фу.

Было бы более уместно искать параллели в «AI-коанах» [3] (AI Koans); действительно, есть определённые признаки того, что автор трактата «Корни без корней», возможно, редактировал некоторые версии «AI Koans». Также будет небезосновательным поиск связей с «Loginataka» [4]; действительно, вполне возможно, что неизвестные авторы «AI Koans» и «Loginataka» на самом деле являются одним и тем же лицом, возможно, учеником самого Мастера Фу.

Следует также упомянуть и о «Сказках Дзэн-мастера Грега» (Tales of Zen Master Greg) [5], хотя существуют определённые сомнения в их древности, и поэтому маловероятно, что они повлияли на «Корни без корней».

Можно с достаточной уверенностью сказать, что название этой работы является ссылкой на Дзэн-классику «Врата без врат» (Gateless Gate) [6] Мумона (Mumon). Эти отголоски чувствуются в нескольких коанах.

Возник серьёзный спор о том, к какой из школ, выросших из раннего эпохального путешествия патриарха Томпсона в Беркли, следует причислить Мастера Фу – к Восточной (Нью-Джерси) или к Западной. Если этот вопрос до сих пор не разрешён, то, вероятно, именно потому, что мы не можем даже точно установить – а существовал ли вообще Мастер Фу? Под этим именем может скрываться просто группа учителей или все последователи Дхармы [7].

Даже если предположить, что легенда о Мастере Фу сформировалась вокруг учения какой-то одной личности, как быть с его любимым учеником Ньюби (Nubi)? У Ньюби есть все признаки типичного образцового ученика. Вспоминаются легенды о любимом последователе Будды Ананде (Ananda). Представляется вероятным, что существовал исторический Ананда, однако никакие следы его реальной личности не пережили эфемерный процесс, который отполировал личность Будды и превратил его в вечный миф.

В конечном итоге всё, что мы можем, – это принять эти поучительные истории и извлечь те зёрна мудрости, которые в них содержатся.

Оглавление

Мастер Фу и десять тысяч строк

Однажды Мастер Фу сказал заезжему программисту: «В одной строке кода shell-сценария больше духа Unix, чем в десяти тысячах строк на языке C!»

Программист, гордый своими познаниями в C, ответил: «Может ли быть такое? Ведь C – язык, в котором реализовано само ядро Unix!»

На это Мастер Фу ответил: «Это так. Тем не менее, в одной строке shell-сценария больше духа Unix, чем в десяти тысячах строк C!»

Программист выглядел удручённым. «Но ведь через язык C мы познаём просвещённость патриарха Ритчи! Мы уподобляемся человеку с операционной системой и компьютером, который получает непревзойдённую производительность!»

Мастер Фу сказал: «То, что ты говоришь, правда. Однако в одной строке shell-сценария больше духа Unix, чем в десяти тысячах строк C».

Программист усмехнулся и поднялся, чтобы удалиться. Но Мастер Фу кивнул своему ученику Ньюби, который написал строку shell-кода на стоящей рядом белой доске, и сказал: «Господин программист, посмотрите на этот конвейер [8]! Не заняла бы его реализация на C десять тысяч строк?»

Просматривая то, что писал Ньюби, программист что-то бормотал в бороду. В конце концов, он согласился, что это так.

«И сколько часов потребовалось бы вам для реализации и отладки этой программы на C?»

«Много», – признал заезжий программист. «Но только безумец стал бы тратить столько времени, когда его ждёт множество более достойных задач».

«Так кто лучше понимает дух Unix?» – спросил Мастер Фу. «Тот, кто пишет десять тысяч строк, или тот, кто, сознавая тщетность этих усилий, извлекает пользу, не программируя?»

Услышав это, программист достиг просветления.

Оглавление

Мастер Фу и Скрипт Кидди

Незнакомец из страны Вут пришёл к Мастеру Фу во время его утренней трапезы.

«Я не раз слышал о Вашем величии», – сказал он. – «Пожалуйста, научите меня всему, что знаете».

Ученики Мастера Фу переглянулись, смущённые варварским языком пришельца. Мастер Фу только улыбнулся и ответил: «Вы хотите изучить путь Unix?»

«Я хочу быть волшебником-хакером», – ответил незнакомец, – «и владеть всеми компьютерами».

«Я не учу этому», – ответил Мастер Фу.

Волнение незнакомца росло. «Отец, Вы – позёр и ничего больше», – сказал он. – «Если бы Вы знали хоть что-нибудь, то научили бы меня».

«Есть путь, который может привести тебя к мудрости», – сказал Мастер Фу. Мастер нацарапал какой-то IP-адрес на клочке бумаги. «Взлом этого сервера не составит для тебя большого труда, поскольку его хранители не компетентны. Возвращайся и расскажи мне, что ты ищешь».

Незнакомец поклонился и вышел. Мастер Фу закончил трапезу.

Прошли дни, а затем месяцы. О незнакомце забыли.

Спустя годы незнакомец из страны Вут вернулся.

«Будь ты проклят!» – воскликнул он. – «Я взломал этот сервер, это было не трудно, как ты и сказал. Но ФБР схватило меня и бросило в тюрьму».

«Хорошо», – сказал Мастер Фу. – «Ты готов к следующему уроку». Он написал IP-адрес на бумаге и передал его незнакомцу.

«Вы с ума сошли»?, – пронзительно вскрикнул тот. – «После всего, что я прошёл, я не собираюсь снова взламывать компьютеры!»

Мастер Фу улыбнулся. «Здесь, – сказал он, – начинается мудрость».

Услышав это, странник достиг просветления.

Оглавление

Мастер Фу рассуждает о двух дорогах

Мастер Фу учил своих студентов:

«В учении Дхармы есть направление, выражаемое мантрой патриарха Макилроя – «Делай хорошо одну вещь», которая подчёркивает, что программное обеспечение движется по пути Unix, если оно ведёт себя просто и последовательно, и обладает свойствами, которые могут быть легко смоделированы в мозгу пользователя и использованы другими программами».

«Но есть и другое направление в учении Дхармы, примером которого может служить великая мантра патриарха Томпсона – «Находясь в сомнении, используй грубую силу», и различные сутры о большей ценности 90% функций прямо сейчас, чем 100% позже, что подчёркивает надёжность и простоту реализации».

«Теперь скажите мне: каким программам присущ дух Unix?»

Помолчав, Ньюби заметил: «Учитель, эти два учения могут противоречить друг другу».

«Простой реализации может не хватить логики в граничных ситуациях, таких как нехватка ресурсов или неудачная попытка закрыть окно или таймаут во время незаконченной транзакции».

«Когда возникают подобные граничные ситуации, поведение программного обеспечения становится непредсказуемым и сложным. Конечно, это не есть путь Unix».

Мастер Фу кивнул в знак согласия.

«С другой стороны, хорошо известно, что причудливые алгоритмы хрупки. Кроме того, каждая попытка охватить граничные случаи имеет тенденцию взаимодействовать с центральными алгоритмами других программ и с кодами, описывающими другие граничные ситуации».

«Таким образом, попытка изначально охватить все граничные случаи, гарантируя «простоту описания», может на деле привести к созданию кода, который излишне усложнён или слишком неустойчив, или который в случае, если он переполнен ошибками, не будет завершён никогда. Конечно, это не есть путь Unix».

Мастер Фу кивнул в знак согласия.

«Каков же, в таком случае, путь Дхармы?» – спросил Ньюби.

И учитель ответил: «Когда орёл летит, забывает ли он о том, что его лапы касались земли? Когда тигр после прыжка настигает свою жертву, забывает ли он о моменте, проведенном в воздухе? Три фунта VAX!» [9]

Услышав это, Ньюби достиг просветления.

Оглавление

Мастер Фу и консультант по методологии

Когда Мастер Фу и его ученик Ньюби посещали святые места, по вечерам Мастер Фу имел обыкновение выступать перед неофитами Unix тех городов и сёл, где они останавливались на ночлег.

Однажды среди тех, кто собрался его послушать, оказался консультант по методологии.

«Если при доводке вы не профилируете регулярно ваш код в поисках узких мест, то вы уподобляетесь рыбаку, который закидывает сеть в озеро, в котором нет рыбы», – сказал Мастер Фу.

«Не верно ли тогда и то», – сказал консультант по методологии, – «что если вы не замеряете постоянно вашу производительность при управлении ресурсами, то вы уподобляетесь рыбаку, который закидывает сеть в озеро, в котором нет рыбы».

«Однажды я встретил рыбака, который только что уронил сеть в озеро, по которому плыла его лодка», – сказал Мастер Фу. – «Он долго шарил по дну лодки, пытаясь найти её».

«Но если он уронил свою сеть в озеро», – сказал консультант по методологии, – «то почему он искал её в лодке?»

«Потому, что он не умел плавать», – ответил Мастер Фу.

Услышав это, консультант достиг просветления.

Оглавление

Мастер Фу рассуждает о графическом пользовательском интерфейсе

Однажды вечером Мастер Фу и Ньюби посетили собрание программистов, которые встретились, чтобы поучиться друг у друга. Один из программистов спросил у Ньюби, к какой школе принадлежит он и его учитель. Когда Ньюби сказал ему, что он и его учитель – последователи Великого Пути Unix, программист презрительно усмехнулся.

«Средства командной строки Unix грубые и отсталые», – насмешливо сказал он. – «Современные, правильно спроектированные операционные системы делают всё через графический интерфейс пользователя».

Мастер Фу не проронил ни слова, но указал на Луну. Находившийся поблизости пёс залаял на руку учителя.

«Я не понимаю вас», – сказал программист.

Мастер Фу молчал и показал на образ Будды. Потом он указал на окно.

«Что вы хотите мне этим сказать?» – спросил программист.

Мастер Фу указал на голову программиста. Потом он указал на камень.

«Почему вы не можете сказать яснее?» – потребовал программист.

Мастер Фу задумчиво нахмурился, дважды щёлкнул программиста по носу и бросил его в находившийся рядом мусорный контейнер.

Пока программист пытался выбраться из горы мусора, пёс ходил рядом и лаял на него.

В этот момент программист достиг просветления.

Оглавление

Мастер Фу и фанатик Unix

Один фанатик Unix, услышав, что Мастер Фу обладает мудростью Великого Пути, пришёл к нему поучиться. Мастер Фу сказал ему:

«Когда патриарх Томпсон изобрёл Unix, он не понял этого. Потом к нему пришло понимание, но он уже не мог ничего изобрести».

«Когда патриарх Макилрой изобрёл канал [10], он знал, что это преобразит программное обеспечение, но он не знал, что это изменит его мышление».

«Когда патриарх Ритчи изобрёл язык C, он обрёк программистов на адские муки переполнения буфера, повреждения данных и ошибки из-за недействительного указателя».

«Действительно, патриархи были слепы и глупы!»

Фанатик был очень рассержен словами Мастера Фу.

«Просвещённые», – запротестовал он, – «открыли нам Великий Путь Unix. И если мы будем насмехаться над ними, мы потеряем добродетель и возродимся как звери или MCSE [11]».

«Бывает ли когда-либо твой код полностью без погрешностей и ошибок?» – спросил Мастер Фу.

«Нет», – ответил фанатик, – «такое недоступно человеку».

«Мудрость патриархов», – сказал Мастер Фу, – «в том, что они знали, что они безумцы».

Услышав это, фанатик достиг просветления.

Оглавление

Мастер Фу рассуждает о природе Unix

Один ученик сказал Мастеру Фу: «Нам говорят, что фирма SCO удерживает реальную власть над Unix».

Мастер Фу кивнул в знак согласия.

Ученик продолжал: «Однако нам также говорят, что другая фирма, OpenGroup, также удерживает реальную власть над Unix».

Мастер Фу кивнул в знак согласия.

«Как такое возможно?» – спросил ученик.

Мастер Фу ответил: «SCO действительно владеет кодом Unix, но код Unix – это не сама Unix. OpenGroup действительно владеет маркой Unix, но название Unix – это не сама Unix».

«В чём же тогда сущность Unix?» – спросил ученик.

Мастер Фу ответил: «Не в коде. Не в имени. Не в мышлении. Вообще ничего материального. Вечное изменение без перемен».

«Сущность Unix проста и пуста. Поскольку она проста и пуста, она сильнее тайфуна».

«Повинуясь естественным законам, она непреклонно расцветает в умах программистов, ассимилируя конструкции в свою собственную природу. Всякое программное обеспечение, которое хотело бы конкурировать с Unix, должно стать таким, как Unix: пустым, пустым, глубоко пустым, абсолютно лишённым содержания потоком!»

Услышав это, ученик достиг просветления.

Оглавление

Мастер Фу и конечный пользователь

В другой раз, когда Мастер Фу давал публичную лекцию, один пользователь, наслушавшись рассказов о мудрости Учителя, подошёл к нему за советом.

Он трижды поклонился Мастеру Фу. «Я хочу постичь тайны Великого Пути, но командная строка вводит меня в замешательство».

Некоторые из наблюдавших это неофитов начали насмехаться над пользователем, называя его невежественным и говоря, что Великий Путь Unix предназначен только для тех, в ком есть порядок и интеллект.

Учитель поднял руку, призывая к тишине, и позвал самого шумного из неофитов, который засмеялся первым, подойти к месту, где они сидели с пользователем.

«Расскажи мне» – спросил он у неофита, – «о коде, который ты написал, и о работе по проектированию, которую ты проделал».

Неофит начал, заикаясь, отвечать, но не мог ничего сказать.

Мастер Фу повернулся к пользователю. «Скажи мне», – осведомился он, – «зачем ты ищешь Великий Путь?»

«Мне не нравится программное обеспечение, которое окружает меня», – отвечал пользователь. – «Оно работает ненадёжно и не радует глаз и сердце. Услышав о том, что путь Unix, хотя и труден, но превосходен, я пытаюсь отбросить все препоны и обман».

«И чем же ты занимаешься, если так борешься с нынешним программным обеспечением?» – спросил Мастер Фу.

«Я – строитель», – ответил пользователь. – «Многие дома в этом городе построены моими руками».

Мастер Фу повернулся к неофиту. «Кошка может насмехаться над тигром,» – сказал он, – «но это не превратит мяуканье в рёв».

Услышав это, неофит достиг просветления.

Оглавление


[1] Реймонд Эрик С. Искусство программирования для UNIX.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 544 с.: ил. ISBN 5-8459-0791-8 (рус.)

Книги, подобные этой, редко появляются на прилавках магазинов, поскольку за ними стоит многолетний опыт работы их авторов. Здесь описывается хороший стиль UNIX-программирования, многообразие доступных языков программирования, их преимущества и недостатки, различные IPC-методики и инструменты разработки.

Автор анализирует философию UNIX, культуру и основные традиции сформированного вокруг неё сообщества. В книге объясняются наилучшие практические приёмы проектирования и разработки программ в UNIX. Вместе с тем описанные в книге модели и принципы будут во многом полезны и Windows-разработчикам. Особо рассматриваются стили пользовательских интерфейсов UNIX-программ и инструменты для их разработки. Отдельная глава посвящена описанию принципов и инструментов для создания хорошей документации.


Скачать книгу на русском языке: djvu (16МБ).

По-моему, это лучшая книга по философии программирования. Как написано в предисловии, книга не о том, как сделать что-либо, а о том, почему это следует сделать.


[2] «The Tao of Programming» на английском языке доступна здесь. Джеймс, как я понимаю, был их составителем (переводчиком, как можно прочитать по ссылке, – но с какого языка он их переводил? :-)


[3] «AI Koans» на английском языке доступна здесь.


[4] «Loginataka» на английском языке доступна здесь.


[5] «Tales of Zen Master Greg» на английском языке доступна на зеркале.


[6] «Gateless Gate» на английском языке доступна здесь.


[7] Дхарма в переводе с санскрита – «правило», «закон». В индийской философии и религии обозначает «путь благочестия», «то, что удерживает (или поддерживает)». Более подробно можно почитать в Википедии.


[8] Конвейер в UNIX – очень мощное средство программирования, одно из основополагающих свойств операционной системы, позволяющее нескольким программам работать совместно, когда вывод первой программы является вводом второй, вывод второй – вводом третьей и т.д. При этом никакие временные файлы для сохранения промежуточных результатов не используются. В конвейер очень хорошо объединяются программы-фильтры, т. е. такие программы, которые считывают входные данные из стандартного ввода, а выдают даннные на стандартный вывод.


[9] VAX – 32-разрядный компьютер фирмы DEC середины 1970-х годов, модернизация известного 16-разрядного PDP-11. Более подробно можно почитать в Википедии.


[10] Канал в UNIX – расширение понятия конвейера, один из методов взаимодействия процессов между собой. Каналы бывают именованные и неименованные. Неименованные используются в конвейерах и существуют только во время жизни процесса. Именованные существуют сами по себе, а процессы могут к ним подсоединяться и отсоединяться для осуществления взаимодействия между собой. Альтернативой каналу являются сокеты (гнёзда).


[11] MCSE (Microsoft Certified Systems Engineer) – сертификат, которым Microsoft подтверждает квалификацию IT-специалиста. Для получения необходимо сдать экзамен. Более подробно можно почитать в Википедии.


Оглавление


Статьи

На главную

 UR4QTP: записная книжка